Венчальная параВенчальная пара
Мерная иконаМерная икона
Именная иконаИменная икона
Храмовая росписьХрамовая роспись
     
Главная/События/События дня/Жесты Святых на иконах

Жесты Святых на иконах

11.01.2013
              Желание понять,  умение выслушать собеседника – действительно  сложная наука.  В попытке донести свою мысль и себя важна каждая мелочь – жест, выражение глаз, мимика. Святые, которых мы созерцаем на иконах и через которых мы молитвенно обращаемся к Господу, так же посредством жестов и элементов,  прописанных на иконе,  общаются с нами. Как в мирской жизни жесты имеют большое значение, так и в иконописи жесты Святых на иконах имеют свое значение и свою трактовку.
              Благословляющая десница – пальцы правой руки /десницы/ сложены в виде буквы I и Х означают благословление именем Господа Иисуса Христа, а трое перстное сложение – благословление именем Пресвятой Троицы. С такими жестами пишутся Святые епископы, патриархи, святители – те, которые и при своей жизни благословляли людей на Истинную Веру, вводили в Православие народы и города. Теперь же с небес благословляют нас на праведные дела.
             Праведные Святые, угодили Господу, живя в мире и не слагая с себя обязанностей семейных и общественного служения.  При жизни праведные люди были честными по отношению к другим и к себе,  верные в вере к  Господу.  Пишутся Святые праведные с открытой ладонью, обращенной к  православным. Искренние и верные сердца праведных людей при жизни, на иконах также остаются открытыми для молитвенного посредничества перед Господом о молящемся.
             Иногда на иконах Святые пишутся с двумя открытыми ладонями, обращенными к молящемуся.   Две открытые ладони, раскрытые на груди означают жест приятия благодати, молитвенное обращение к Господу.
Руки, скрещенные на груди, по подобию как мы складываем руки при Таинстве Причастия, означают принадлежность Христу, усвоение себе  Его Крестной Жертвы.
Каждый элемент или предмет на иконе имеет значение.  Не просто так, от желания приукрасить,  прописываются свитки, книги, ключи или крест.
                Крест в руках Святого указывает на мученический подвиг во имя  Господа. Это воспоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают мученики.
           Апостол Петр держит ключи – ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» /Мф 16,19/.
               Заостренная палочка для письма – стиль – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а так же пророк Давида, написавшего Псалтырь. Наличие ее в руках Святого свидетельствует об его участии в письменных свидетельствах Церкви.
               Книга – это слово Божие, проповедниками которого были Святые при жизни. На свитках пишутся изречения Святых или отрывки из Священного Писания, которого придерживался Святой при жизни.  Так на свитке в руках Святого преподобного Сергия Радонежского написано: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» 
               По предметам в руках Святых  мы можем узнать о том, чем занимался при земной жизни. Так, Святой Пантелеймон Целитель  пишется с ларцом с лекарствами и лжицей /длинной узенькой ложечкой/; Святой Агапит Печерский  был целителем, искусным травником, излечивал травами и святым словом  и пишется Святой на иконах с букетиком лечебных трав.
         Пророк Самуил в руке держит рог с елеем,  и по Ветхозаветным писаниям  елеем он помазал Давида на царствование /1 Цар.  XVI, 13/ На свитке в руках пророка Самуила написано: «Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем,разширишася уста моя на врага моя, возвеселихся о спасении Твоем.»
              Святой Серафим Саровский в иконографии пишется с четками в руках.  По четкам монахи совершают непрестанную молитву и поэтому четки – свидетельство молитвенного подвига. Святые иногда в руках держат храмы – символ того, что Святой являлся основателем или строителем этого храма.