Иконы, написанные нашими иконoписцами, исполнены в технике, история, которой исчисляется не одним тысячелетием. Это, так называемый, Византийский стиль. Написаны иконы с соблюдением всех церковных канонов. Как и в любом православном деле, началом всего является благословение. Также и наши иконописцы
берут благословение на написание иконы в церкви у батюшки. Только после этого начинается рождение иконы. Здесь важно все! Каждый момент – настоящее таинство!
Иконная доска, чаще всего, делается из очень хорошо высушенной липовой доски. Из дуба делаются шпонки для досок, предназначенные для предохранения доски от коробления. Благодаря этому икона в дальнейшем будет служить не одну сотню лет. На этом этапе доски делают закругленными или прямоугольными, также резчики-столяры делают на лицевой части иконной доски ковчег.
После подготовки иконной доски, приступают к следующему этапу работы - грунтовке доски или левкашению. Левкашенье доски одна из ответственных подготовительных работ, именно от хорошего левкашения зависит надежность соединения между разнородными поверхностями. На поверхность доски, пропитанную 3 - 5% клеем, наклеивается кусок льняной или хлопковой ткани, называемый "паволока". Перед приклеиванием паволоки доску проклеивают. Все материалы только натуральные. После наклеивания паволоки приступают к левкашению - нанесению грунта. Надо сказать, что каждый как и любой этап в написании иконы кропотлив. Количество слоев может достигать примерно 15. Наносится сначала кистью, а потом – шпателем. Левкас тщательно отшлифовывают тонкой наждачной бумагой. Иконная доска на после этого этапа должна быть заготовлена идеально, до блеска!
Написание иконы.
Наши иконописцы наносят рисунок на доску с прориси, рисунка будущей иконы, с помощью иглы. Если в будущей иконе присутствуют моменты позолоты, то используется только сусальное золото. После позолоты иконописец приступает к этапу - приготовлению эмульсии для живописи - темперной краски. Традиционно в иконописи применяют эмульсию на основе желтка куриного яйца. Для приготовления эмульсии желток отделяется от белка, освобождается от пленки и разбавляется органическими кислотами 1: 1 - 1: 3. В качестве разбавителя применяется хлебный квас, белое сухое вино, разбавленный винный уксус. Для того, чтобы эмульсия дольше сохранялась, в нее добавляют несколько капель лавандового масла. Далее наносятся лессировки - тонкие слои краски, сквозь которые просвечивают, как сквозь стекло, предыдущие слои живописи. Заканчивается живописная работа окончательной описью - рисунком.
Покрытие олифой - завершающий этап написания иконы. В старину икона покрывалась льняной олифой, но современные материалы взяли верх над прошлым и сейчас она вскрывается лаком. Это покрытие защищает икону от влаги и пыли и укрепляет живописный слой, придавая ему значительную прочность. Лик иконы становиться более прозрачным и насыщенным.
Подробнее »